?

Log in

No account? Create an account
Коммунистическая фантастика
Герои Ефремова и Стратегия Воспитания 
6th-Oct-2008 05:52 pm
один
Еще в школьные годы на меня огромное впечатление произвели книги Ивана Ефремова. Особенно – «Туманность Андромеды», «Таис Афинская», «Лезвие Бритвы». Прежде всего, привлекали главные герои этих книг – яркие, сильные и гармонично развитые.
Под их влиянием у меня возникла «навязчивая идея» создать «остров будущего в океане настоящего», где, хотя бы локально, материализуется ефремовская утопия. В 1982 году при районном Доме пионеров в городе Кишиневе мне удалось открыть студию пластики и гармоничного развития «Звездный Фрегат». «Фрегат» просуществовал 15 лет – это был и активно выступающий театр, и творческая лаборатория, и община единомышленников, жившая интереснейшей, насыщенной жизнью.
Но вспоминая накопленный за эти годы богатый опыт, я вижу, что в современных условиях значительная часть его бесполезна. Успехи «Звездного Фрегата» были возможны не только благодаря энтузиазму руководителя и участников, но также из-за целого комплекса условий:

- Большим источником вдохновения была собранная нами библиотека. Помимо упоминавшихся романов Ефремова здесь были также книги Владислава Крапивина, Экзюпери, «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери, «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Ричарда Баха, и другие стоящие книги.
- У школьников, студентов, молодых рабочих было время для досуга – для чтения и для занятий в студии.
- Домам пионеров, Домам культуры, жэковским клубам оказывалась значительная государственная поддержка.

Конечно, во времена «брежневского застоя» хватало тупых чиновников. Одни – «показушники» - пытались вовлечь нас в бессмысленную суету. Другие – «как бы чего не вышло» рвались задавить в зародыше нестандартный коллектив. Но всегда можно было найти и толковых руководителей, которые, вникали в нужды студии и помогали ее развитию.
Огромный толчок к развитию давали различные летние лагеря. В августе 1986 года «Фрегат» в полном составе выехал в Реденский лес. Здесь был организован лагерь Молдавского Республиканского Научного Общества Учащихся «Вииторул» («Будущее»). Тут были отряды искусства, биологов, астрономов, отряд ТРИЗовцев.
В июле 1991 года я был приглашен как преподаватель во Всероссийский лагерь «Орленок» на берегу Черного моря, где проводилась Международная советско-американская аэрокосмическая смена. Соответственно, в ней участвовали школьники, вожатые и преподаватели из обеих стран.
Смена была организована замечательно. Над «Орленком» тогда шефствовала Всесоюзная Аэрокосмическая Ассоциация «Союз». Президент ВАКО «Союз» летчик-космонавт А. Серебров непосредственно участвовал в работе смены.
Помню, американские преподаватели были без преувеличения потрясены размахом вложений в работу с талантливыми детьми. Они говорили, что в намного более богатых США такое попросту невозможно.

Что ж, после победы рыночной демократии и России, и в Молдавии большая часть структур работы с талантливыми детьми также была ликвидирована. В Израиле, где я живу в настоящее время, и ликвидировать нечего – здесь капитализм победил гораздо раньше. В Домах культуры («матнасах») здесь все коллективы действуют в условиях жесткой самоокупаемости.
Капиталистическое общество не заинтересовано в воспитании сильных и гармонично развитых людей. Точнее, оно очень заинтересовано в том, чтобы их не было.
В некоторых случаях ему нужны узко заточенные спецы – накачанные и туповатые силовики, или программисты с интеллектом точечного применения. А для конвейерного производства и потребления вполне пригодны тупые и слабые биороботы.
Для «выращивания» именно таких людей задействованы очень мощные, и часто замаскированные механизмы воздействия. Но этот «питомник», созданный мегакорпорациями, ведет все Человечество в грандиозную пропасть.
И вывести из нее могут только сильные и гармонично развитые личности. И только они смогут построить иное – сильное и гармонично развитое общество.
А это означает, что необходимо разработать стратегию воспитания сильных и гармоничных людей, стратегию создания инфраструктуры, помогающей этому воспитанию. Стратегию действий при неблагоприятных и трудных внешних обстоятельствах. Стратегию, позволяющую быстро выявлять и эффективно использовать все ресурсы, способные помочь в достижении ее главных задач.
(Продолжение следует, если есть заинтересованные в обсуждении и продолжении этой темы)
Comments 
6th-Oct-2008 06:18 pm (UTC)
Идея в базе интересная. А вот по конкретике хотелось бы поподробнее.

1. В самом деле: есть ли статистика, как талантливые дети из Вашего проекта впоследствии могли сравнить свои достижения с другими талантливыми детьми, развивавшимися по другим методикам или самостоятельно?

2. Я правильно понимаю, что идеи Ефремова и идеи Крапивина прекрасно уживались друг с другом в сознании Вакших воспитанников? Если да, то как это возможно? Ведь Крапивин метафизичен, его книги пронизаны культом избранности и искупления, а Ефремов - жёсткий диалектик и последовательный материалист.

3. Вы писали:

«остров будущего в океане настоящего», где, хотя бы локально, материализуется ефремовская утопия.

Отсюда вопросы:

3а. Вы считаете мир Ефремова утопией, или пользуетесь чужой формулировкой?

3б. Как можно "локально материализовать" общество, требующее эволюции и длительного совершенствования множества общественных механизмов? Удалось ли достичь заметного прогресса на этом пути?

Примите уверения в моём искреннем интересе к Вашей методике и Вашему проекту.
7th-Oct-2008 11:43 am (UTC) - подробнее о конкретике
«1. В самом деле: есть ли статистика, как талантливые дети из Вашего проекта впоследствии могли сравнить свои достижения с другими талантливыми детьми, развивавшимися по другим методикам или самостоятельно?»


На этот вопрос я ответил постом выше.

«2. Я правильно понимаю, что идеи Ефремова и идеи Крапивина прекрасно уживались друг с другом в сознании Вакших воспитанников? Если да, то как это возможно? Ведь Крапивин метафизичен, его книги пронизаны культом избранности и искупления, а Ефремов - жёсткий диалектик и последовательный материалист.»

Да, Ефремов и Крапивин во многом противоположны. Именно поэтому они иногда очень хорошо дополняют друг друга.
Я сам большой противник произвольного смешивания всего со всем. Но в данном случае есть серьезные основания держать этих авторов в одной библиотеке. Вы написали о различиях, добавлю к этому, что у них общего: оба писатели эпического масштаба с обостренным чувством справедливости, романтики и антиобывательские писатели. Оба посвятили себя воспитанию Человека с большой буквы.
Я думаю, опыт геолога, заглядывающего на тысячи лет в прошлое, помог Ефремову заглянуть так же далеко в будущее. Он описал далекое коммунистическое Завтра. В этом Завтра не будет противостояния «избранных» одиночек и несправедливого общества. Мне кажется, мироощущение Крапивина ближе к тем, кто живет в липкой паутине сегодняшнего общества, но рвется за ее пределы.
Ефремов был материалистом, но не зашоренным материалистом. Интересовался йогой, читал наизусть отрывки из «Бегущей по волнам» Александра Грина. Некоторые последователи Ефремова и Крапивина, возможно, и рвутся намять друг дружке бока, но сами эти авторы, уверен, прекрасно бы поладили друг с другом.
Очень точно сказал Ленин: «Умный материализм и умный идеализм гораздо ближе друг к другу, чем умный материализм и глупый материализм».

«3. Вы писали:

«остров будущего в океане настоящего», где, хотя бы локально, материализуется ефремовская утопия.

Отсюда вопросы:

3а. Вы считаете мир Ефремова утопией, или пользуетесь чужой формулировкой?»


Слово «утопия» используется в разных значениях. Утопией иногда называют нечто явно недостижимое. У писателей-фантастов в ходу рабочее определения: утопия – книга про прекрасное будущее, антиутопия – книга про ужасное будущее. Я использовал это слово именно в таком рабоче-фантастическом смысле.

7th-Oct-2008 11:44 am (UTC) - Re: подробнее о конкретике-2
«3б. Как можно "локально материализовать" общество, требующее эволюции и длительного совершенствования множества общественных механизмов? Удалось ли достичь заметного прогресса на этом пути?»



Вы совершенно правы, говоря о долгой эволюции к совершенному коммунистическому обществу. Эту долгую эволюцию никак нельзя игнорировать.
Моя Стратегия Развития предполагает движение через эпохи с помощью «глубинного ролевого моделирования». Мы погружались в различные эпохи, каждый раз меняя образы и даже собственные имена – были индейской общиной, экипажем древнегреческого корабля, средневековыми рыцарями, рок-музыкантами из 20 столетия.
Каждое такое Погружение должно было помочь каждому участнику решить какие-то собственные очень важные для него задачи. К примеру, человек регулярно схватывает в школе двойки по химии, а мы планируем погружаться в Средние века. Значит, ясно, что у нас непременно будет роль алхимика, причем основательно подготовленная.
Кстати, успеваемость у всех «фрегатовцев» ощутимо повышалась, при этом домашние задания занимали у них меньше времени, чем в «дофрегатовские» времена.
С будущими эпохами немного сложнее, но разве у Ефремова они не описаны?! От Эры Разобщенного Мира до Эпохи Великого Кольца!
Да, все общество будущего в настоящее не перетащить. Но группа космических десантников может отправиться далеко за его пределы. В том числе, и на современную Землю – с таким сценарием ролевого моделирования вполне можно работать.
Заметный прогресс в этой работе, безусловно, был. Порой были просто удивительные прорывы. Иногда, конечно, обозначались и проблемы.
К сожалению, работа над Стратегией Воспитания и Развития была прервана на полпути из-за резкого ухудшения внешних обстоятельств, вызванных «катастройкой». Как уже говорилось, сейчас я работаю над радикально обновленной версией этой Стратегии.

«Примите уверения в моём искреннем интересе к Вашей методике и Вашему проекту.»

Спасибо И Вам – за внимание, и за вопросы по существу
This page was loaded Dec 5th 2020, 12:45 pm GMT.